Ритуальные традиции

Благоустройство захоронений
ремонт памятников

+7 (831) 41-38-003
Главная →  Традиции →  Иудейские традиции →  Краткий словарь иудейских рели...

Краткий словарь иудейских религиозных терминов и понятий

АКИБА — знаменитый рабби в древней Палестине (50—135 гг. н. э.). Великий ученый, основавший академию в г. Бне Брак, Акиба бен Иосеф был также легендарным мистиком и учеником.   В 135 г.  н. э. замучен римлянами.

АШКЕНАЗИ — первоначально термин «ашкенази» относился к народам и странам, расположенным от Евфрата до Армении. В средние века им стали обозначать область еврейского рассеяния в Северо-Восточной Европе. Ныне этот термин относится ко всему комплексу культурных проявлений в жизни евреев Восточной Европы и России (см. также Сефарды).

БАР (БАТ) МИЦВА — собственно «сын (дочь) заповеди». Первоначально выражение обозначало личную ответственность за исполнение божественных заповедей иудаизма. Теперь относится к случаю достижения мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия: для мальчиков — 13 лет, для девочек — 12 лет и один день.

БЕН (др.-евр. «сын») — Акиба бен Иосеф, Акиба сын Иосефа.

ГАЛАХА — всякий нормативный еврейский закон, обычай либо их полный комплекс. Галаха представляет собой ряд юридических установлений, сформулированных авторитетными раввинистическими юристами и учителями. В более узком смысле «жить по Галахе» означает правильный и нормативный, с точки зрения иудаизма, образ жизни.

ГАЛУТ — «изгнание». Термин относился к изгнаниям евреев с их родины. С течением времени это слово стало выражать собой более широкое понятие об отсутствии у евреев всякой родины и об их положении вечных изгнанников. В более узком смысле «жить в галуте» — значит жить в диаспоре, а также пребывать в состоянии духовного и физического отчуждения.

ГИЛЛЕЛЬ — мудрец классического периода, живший в Вавилонии, часто именуется «патриархом». Его учение выражает идеалы фарисейства и является основой в традиции фарисеев и способах их интерпретаций Библии. Школа его продолжателей, известная под названием Бейт-Гиллель, противоположна другой современной ей школе — школе Шаммая.

ЗАВЕТ — в Библии это слово относится к религиозному союзу, заключенному между Богом и народом Израиля на горе Синай, когда была дана Тора. В иудаизме под Заветом понимается вечный союз между Богом и народом Израиля, основывающийся на соблюдении народом божественных заповедей. Это — главное теологическое представление, выражающее собой идею о божественной милости и особой заботе Бога о евреях.

ЗАПОВЕДЬ — согласно раввинистической традиции, имеется 613 заповедей, базирующихся на Торе. Из них 248 утвердительных и 365 запретительных. Такие цифры символизируют собой тот факт, что божественное служение должно осуществляться всеми частями человеческого тела в течение всех дней года. По-древнееврейски заповедь — мицва. Обычно мицвой называется любой акт религиозного послушания, в более узком смысле мицва — всякое благое дело.                                                

ИЗРАИЛЬ — в библейские времена это название относилось к северным племенам исраилитов, хотя им обозначался также и весь народ. В ходе своей истории евреи всегда считали себя прямыми наследниками древних израильтян, поэтому для них этот термин носил прежде всего культурно-религиозный смысл. В наше время Израиль — также название государства, провозглашенного в 1948 г.

КАДДИШ — молитва, произносимая скорбящим по умершему. Имеется несколько вариантов этой молитвы, произносимых в тех или иных обстоятельствах. Большинство из них написаны по-арамейски.

КОШЕР — допустимая, правильно приготовленная с точки зрения традиционного иудаизма еда. Иудейские пищевые запреты основываются на предписаниях Библии. Только парнокопытные жвачные животные допускаются для употребления в пищу. Кроме того, молочные продукты не должны ни храниться, ни употребляться вместе с мясными. Из морских животных можно употреблять в пищу только тех, кто имеет плавник или чешую, т. е.  рыбу.  Домашняя птица приравнивается к мясной пище.

МАЙМОНИД — великий средневековый рабби, врач, ученый и философ (1135—1204), часто именуется акронимом Рамбам. Родившись в Испании, Маймонид бежал от преследований в Марокко, а оттуда в Египет.  Его труды включают в себя комментарии на Мишну, юридический труд, называемый Мишна-Тора, замечательное произведение средневековой еврейской философии — «Путеводитель для заблудшего».

МЕЗУЗА — «страж дверей». Небольшая коробочка с отрывком текста из Библии, укрепляемая на внешних (иногда и на внутренних) дверях дома. Обычай укрепления Мезузы восходит к пассажу во Второзаконии 6:1—4.

МЕССИЯ — собственно «помазанник». Согласно древнему библейскому представлению, потомок царя Давида установит эпоху мира и справедливости для народа Израиля и всего мира. Надежда на вселенского избавителя сохранялась и развивалась в классическом иудаизме в течение веков. Одними евреями мессианское время понималось как время установления всеобщей справедливости, другими — как время нового мира, который возникнет после Божьего суда и приговора. Под термином «дни Мессии» может пониматься весь период такого обновления мира, но не обязательно деятельность конкретной личности.

МИДРАШ — «толкование», или «объяснение», языка, идей, событий Торы. Состоит из двух больших частей: писанный Мидраш (Мидраш-Галаха) и неписанный Мидраш (Мидраш-Аггада). Последний включает в себя грамматические объяснения, теологические и этические учения, легенды, притчи.

МИЦВА — см. Заповедь

МИШНА — древний свод еврейских законов, составленный, изданный и переработанный в начале III в. н.э. рабби Иудой. Свод разделен на 6 больших и 63 малых отдела. Этот труд является продолжением традиции ранних мудредов и представляет собой основу при обсуждении и изучении Талмуда.

МОИСЕЙ — великий библейский пророк, выведший евреев из египетского плена и давший им Закон. Он считается первым пророком и религиозным деятелем на протяжении всей еврейской истории, не знавшим себе равных.

ОБРЕЗАНИЕ — хирургическое удаление крайней плоти (так называемое брит мила). Производится в возрасте восьми дней и символизирует собой установление договора между Богом и человеком.                                                                                                    

ПАСХА — праздник исхода из Египта. Праздник длится восемь дней, в течение которых евреи не едят ничего, что приготовлено на дрожжах. Ритуальная трапеза (седер), сопровождаемая гимнами, песнями и традиционными рассказами, символически воспроизводит события, связанные с исходом из египетского плена.

РАББИ — «мой учитель». В еврейской традиции знаток Закона. Роль рабби менялась в течение веков. Традиционно рабби (по-русски раввин) исполняет роль лидера своей общины. Этот титул может быть присвоен только после глубокого изучения иудейских текстов и религии. Фигура раввина является основным связующим звеном в иудейской традиции.

РАШИ — акроним рабби Соломона бен Исаака (1040—1105), великого средневекового мудреца, жившего во Франции. Он автор фундаментального комментария к Талмуду и один из самых почитаемых комментаторов Библии. Отличаясь ясностью, его комментарии выражают собой прямое, подчас буквальное понимание текста.

СЕДЕР — традиционная трапеза на праздник Пасхи, которая включает в себя особую пищу, символы, песни и рассказы (Аггада). Порядок и очередность в проведении трапезы строго регулируются. Само слово «седер» означает «порядок», «упорядоченность».

СЕФАРДЫ — в библейские времена название Сефарад относилось к колонии изгнанников, которая находилась, по-видимому, либо в самих Сардах, либо поблизости от них. В средневековый период сефардами назывались потомки евреев, живших в Испании и Португалии до изгнания в 1492 г. Позже, как культурное понятие, термин стал относиться ко всему комплексу культурных явлений, связанных с евреями этого региона, а также Балкан и Среднего Востока. Термин «сефарды» употребляется в противоположность названию «ашкенази»; это не означает, что сефардами называются все евреи неашкенази.

СИНАГОГА — центральный институт общинной и религиозной жизни евреев. Архитектура синагог менялась в зависимости от времени и места постройки, однако всегда ковчег, где хранятся свитки Торы, смотрел по направлению к Иерусалимскому Храму.

СИОН, СИОНИЗМ — Сион — древнее название Иерусалима, но уже в древности оно употребляется для обозначения национальной родины евреев. Именно в этом смысле это слово жило в течение веков как выражение и символ национально-религиозной надежды на возрождение. С древности эта надежда выливалась в стремление вернуться к Сиону, кульминацией которого стало в наше время движение с тем же названием. Сионизм нашего столетия помогал евреям вернуться в Палестину, его усилиями в 1948 г. было провозглашено государство Израиль. Цель сионизма — политическое и духовное обновление еврейского народа на своей древней родине.

ТАЛЕС — широкая накидка, надеваемая во время утренней службы. Особая бахрома и узлы на ней символизируют преданность в исполнении божественных заповедей. Мужчина хоронится в таллите, без бахромы.

ТАЛМУД («учение», «наука») — первоначально это слово использовалось для обозначения классических толкований Мишны. Толкования, передававшиеся изустно, известны под названием Гемара, которое является также общим названием и для самого Талмуда, и для процесса его изучения. Существуют Вавилонский и Иерусалимский (Палестинский) Талмуды.

ТОРА (Пятикнижие Моисеево) — пять первых книг Библии. Словом «Тора» («наставление») часто обозначается учение иудаизма в целом.

ТФЕЛЛИН (филактерии) — две черные коробочки, содержащие в себе цитаты из Библии, которые мужчины и мальчики (с момента религиозного совершеннолетия) укрепляют при помощи специальных ремешков на лбу и на руке во время утренней молитвы, кроме молитвы в Субботу или на праздник. Тфеллин с четырьмя отделениями закрепляется на голове, с одним — на левой руке, возле сердца. Библия провозглашает единство Бога и обязанность любить его «всем сердцем и разумом».

ШАББАТ — седьмой день недели, служащий напоминанием о завершении творения и об исходе из Египта. Этот день, посвященный Богу, является величайшим праздником. Заповедь полного отсутствия работы, содержащаяся в Библии, конкретизирована раввинами. В число субботних обязанностей входит изучение Торы и веселое расположение духа.

ШМА («Слушай!») — название главного монотеистического догмата иудаизма. (Второзаконие 6:4 — «Слушай, Израиль: «Господь Бог наш, Господь един есть»). Этот догмат провозглашает единство Бога и произносится ежедневно во время службы, а также обычно вечером перед сном. Шма (6:5—9) вкладывается в Мезузы и тфеллины. Во время публичной службы произносится хором.

 
 

Внимание!

Уважаемые клиенты!

Новый номер телефона!!!

+7-920-25-38-003

+7-9-200-200-750
 


 

Продажа абонементов на постоянный уход за захоронениями

  • Скидка 10% на благоустройство территории захоронения… Подробнее
  • Рассрочка платежа до 6 месяцев… Подробнее
  • Гарантия на выполненные работы 1 год Подробнее

НОВЫЕ УСЛУГИ